Укиё-э и Иредзуми

Укиё-э и Иредзуми

Укиё-э и Иредзуми

Укиё-э — это жанр японской деревянной гравюры. Это искусство достигло своего расцвета в эпоху Эдо (конец XVII в.). В те времена зарождалась энергичная молодая культура. В Эдо (Токио), Киото и Осаке было множество гейш, чайных домиков, борделей и театров кабуки. Укиё-э отражало образы укиё, то есть «ускользающего мира»: мира, полного неуловимых наслаждений, свободного от повседневных забот.

Большой популярностью пользовались монохромные гравюры Хисикавы Моронобу, созданные в 1670 г. Еще один знаменитый художник, работавший в жанре укиё-э, это Кацусика Хокусай. Его цикл «36 видов горы Фудзи», особенно «Большая волна в Канагаве», стал квинтэссенцией жанра.

Постепенно художники укиё-э перешли от бумаги к человеческой коже и сменили свои резцы на острые иглы, закрепленные на конце бамбуковой палочки. С помощью угольных чернил, вводимых под кожу, они создавали картины повседневной жизни, пейзажи, сцены театра кабуки, покрывая ими кожу своих клиентов.

«Большая волна в Канагаве». Гравюра Хокусая из цикла «36 видов горы Фудзи»

Этот процесс называется тэбори. Мастера тэбори часто покрывали рисунками все тело человека. Вдохновение они черпали из лзимбаори — доспехов самураев. Художники изображали персонажей японских и китайских мифов и легенд, животных и цветы, богов и намакуби (сцены обезглавливания).

Многие мастера так никогда и не вернулись к деревянной гравюре, а превратились в профессиональных татуировщиков и передавали свое искусство ученикам (как правило, сыновьям). Искусство иредзуми, то есть введения чернил под кожу, требовало долгих лет напряженной подготовки. Однако оно всегда было под запретом и остается по сей день. Человек с татуировками не имеет права входить в термальные купальни, а также в некоторые спортивные залы, поскольку такие «украшения» давно ассоциируются с якудзой — японской мафией.

Несмотря на столь печальную известность, в Японии работают превосходные мастера иредзуми, в том числе Хосиноя III, в совершенстве освоивший это искусство, пройдя традиционный путь от ученика до художника.