Кагосима: город с репутацией камикадзе

Кагосима: город с репутацией камикадзе

«Стройте дом у подножия вулкана!» — восклицал Ницше в пророческом экстазе. Мрачный пафос философа едва был бы понятен жителям японского города Кагосима, расположенного на дне кальдеры Айра, возникшей в результате взрыва около 22 тыс. лет назад.
Земледельцы мотыжили уступы котловины с бронзового века, привычно отмахиваясь от пепла, рассеянного в воздухе. И вправду, что тут такого – жить внутри активного стратовулкана? Древний портовый город Кагосима приветствует гостей густыми облаками копоти. Дымящий конус вулканического острова Сакурадзима у южного побережья Кюсю то и дело выстреливает в лазурное небо струями сажи и пепла. Каждый день паром доставляет сюда шумные толпы курортников, спешащих к горячим источникам на склонах огнедышащей горы. С обзорной площадки Юнохира открывается восхитительный вид на южный пик Минамидаке и роскошный океанариум с зоной для дайвинга, а любимым местом для медитаций служит лавовая обсерватория Аримура. Внизу простирается неровное поле застывшей магмы, по которому разбросаны причудливо изогнутые черные сосны, похожие на иероглифы, начертанные кистью опытного каллиграфа.

Благодаря поверхностному залеганию термальных вод в окрестностях Кагосимы развито земледелие и садоводство. О выдающихся успехах островитян в выращивании фруктов свидетельствует устаревшее название южной части Кюсю – Сацума, что в переводе значит «Цитрус». В настоящее время урожай снимают два-три раза в год. Пленительные ароматы сливовой наливки «Хонбо Сюдзо» и сладкой бататовой водки сётю заманивают гурманов в бары и винные лавки. Самые дорогие напитки разливают в винокурне «Галлерия Хонбо», владелец которой придерживается старинных рецептов.

В периоды Хэйан и Эдо земли нынешней префектуры Кагосимы принадлежали могущественному клану Симадзу, чье состояние многократно превышало скромные запасы имперской казны. К чести самураев, заботились они не только о набивании собственных карманов. Великолепный пейзажный сад Сэнганэн, заложенный даймё Мицухиса в 1658 году, отображает духовные поиски нескольких поколений правящей династии. В подтверждение известного буддийского тезиса о скрытой сущности вещей садовые ландшафты создают оптическую иллюзию невероятного масштаба: Сакурадзима кажется крошечным холмом, а залив Кинко выглядит как декоративный пруд.

Композиции подсвечиваются каменными фонарями, а вдоль тропинок чинно рассаживаются продавцы сувениров, внушая прохожим неправедную мысль тут же растратить все наличные на сацумский цветной хрусталь и эксклюзивную керамику, расписанную золотом и эмалевыми красками. Кстати, до исторической гончарной фабрики Исо Ониваяке отсюда рукой подать. При желании можно понаблюдать за работой мастеров и запечатлеть на пленку рождение очередного шедевра.

Обширная экспозиция краеведческого музея Сёко Сюсейкан отслеживает развитие промышленности и ремесел в Кагосиме. В отдельном зале размещена коллекция машин, с которых начиналась индустриализация страны, включая реконструированную отражательную печь для выплавки артиллерийских орудий, украшающих парковые аллеи. Запоздалая техническая революция оправдала надежды: в 1970 году Япония стала четвертой страной мира, запустившей на орбиту искусственный спутник Земли. Четырехступенчатая ракета-носитель стартовала с космодрома «Утиноура», расположенного в получасе езды от города.

Технологическое превосходство Кагосимы, обусловленное тесным контактом с европейской культурой, решило исход кампании против сёгуната, затеянной Симадзу Хисамицу при поддержке кланов Мори и Ямаути. Оживленная гавань с выходом к Восточно-Китайскому морю изначально не вписывалась в изоляционистскую стратегию рода Токугава. В 1549 году князь Такахиса впервые впустил в порт корабли португальских миссионеров во главе с иезуитом Франциском Ксавье. Крестьяне неохотно внимали благой вести, и разочарованные проповедники вскоре перебрались на Хирадо, зато в распоряжении правителей Сацума оказались аркебузы «рыжих варваров», доведенные до ума здешними умельцами. Наглухо заколоченное окно в Европу слегка приоткрылось, а спустя три сотни лет с грохотом распахнулось настежь, открыв дорогу к Реставрации Мэйдзи – эпохи японского модерна.

В затяжном конфликте между реформаторами и сторонниками феодальных порядков Кагосима сыграла неоднозначную роль, пройдя извилистый путь от локомотива революции до форпоста реакции. Что характерно, в фокусе событий находилась одна и та же фигура. Блестящий военачальник Сайго Такамори разбил армию сёгуна лишь затем, чтобы через десять лет возглавить заведомо обреченное Сацумское восстание и сложить голову на живописной горе Сираяма. Крепостные стены разрушенного замка Цурумару до сих пор хранят следы от пуль, выпущенных в дни мятежа.

Биография Такамори легла в основу нашумевшей голливудской ленты «Последний самурай». Ради внешнего эффекта сценаристы даже не попытались разобраться в политической подоплеке дела и реальных мотивах полководца, сходу подменив яркую самобытную личность удобным мифом. Хотите узнать правду о жизни и смерти героя? К вашим услугам мемориальный комплекс «Сайго Нансю» в парке Нансю Камитацуо.

Сегодняшняя Кагосима не помнит былых обид и живет в ритме вечного праздника. Местные жители любят забавлять туристов и охотно веселятся сами, состязаясь в искусстве песчаной скульптуры, устраивая паучьи бои и торжественно сжигая старые пляжные зонтики по случаю начала нового купального сезона.

В ноябре лучшие танцоры Страны восходящего солнца съезжаются на конкурс традиционного танца «Охара Мацури». Красочные карнавальные шествия в день открытия фестиваля пользуются большим успехом у иностранцев. Пожалуй, Ницше был прав: жить у подножия вулкана, быть может, и страшновато, но зато нескучно и очень по-самурайски.