Разноцветный рай: как японцы видят эстетику прекрасного

Разноцветный рай: как японцы видят эстетику прекрасного

Япония – страна, где люди верны традициям. Не исключение и цветовая гамма, которая в мироощущении японцев обрела чуть ли не божественное происхождение. «Цвет утреннего неба», «глубина ночного шатра», «полутона после рассвета» — так окрестили краски, которые созерцали в мире вокруг себя. Словом «цвет» называли любимого человека – наверное, в многогранных интонациях колористики сосредоточились самые нежные и прекрасные чувства. Сегодня OUTLOOK расскажет, на чем основана символика оттенков в стране восходящего солнца…
Цветные сны восточных легенд

Многие азиатские легенды вовлекают в действо богов, подчеркивая небесную волю, создавшую все сущее. По сей день можно услышать любопытные повествования о том, как на нашу планету пожаловали бог Идзанами и богиня Идзанаги, олицетворявшие Инь и Янь. Их дети – солнце Аматерасу, луна Цукиеми и ветер Сусаноо – мечтали заполнить бездонную пустоту яркими красками, и воплотили свою задумку на Земле. Читаешь пожелтевшие от старости предания и убеждаешься: в японской культуре правильное сочетание тонов приравнивается к божественным решениям. От того как гармонируют краски, зависит благосостояние и процветание – семьи и государства. Поэтому издревле сказки поделили мир на несколько сфер. В божественном пространстве доводилось жить лишь избранным – поэтому здесь пустоту претворили в ослепляющий блеск красного и белого. В среднем мире, где имели право жить люди, властвовали синий и зеленый цвета. А вот мертвецы и низшие духи отправлялись в загробное царство, окрашенное желтым и черными полутонами.

Неисчисляемые ряды японских красок

Некоторые цвета используются начиная с периода Азука (538-710 гг.), а в целом система колористики насчитает более пяти сотен оттенков. Причем среди старейшин оказываются красный («ака»), черный («куро»), белый («широ) и голубой («ао»). В 603 году принц Шотоко впервые озадачился тем, чтобы ввести цветовую гамму на японскую палитру. Он предложил двенадцатиуровневую таблицу, в основе которой лежали ценности конфуцианства и пяти китайских элементов. Так, первые два цвета – варианты фиолетового (дайтоку и шотоку) – символизировали королевское достоинство и гордость. За ними следовали синие (дайджин и шоджин) – благополучие и процветание. Оранжевые решения (дайрей и шорей) отвечали за мораль и нравственность. Золотистый и огненно-желтый цвета говорили об искренности намерений и верности идеалам. Белые (дайги и шоги) повествовали о презумпции невиновности и высшем принципе справедливости. Наконец, разные оттенки черного (дайчи и шойчи) предназначались для обозначения высшего знания и практических навыков.

Здесь нужно принять во внимание классовую систему общества: все упомянутые краски были допустимы для официальных лиц, а вот некоторые, называемые кинджики, запрещались законом. В то же время, аристократический класс не имел права носить одеяние цвета кудже (иссиня-красный), а оттенки юрушииро использовался только в простонародье. В сумаховый (кирпичный) цвет разрешалось облачаться исключительно японским королям, а вот нежно-зеленый выдавал наложниц монарха. Да и бывшие императоры Японии не могли скрыть былого величия, ведь они были обязаны носить бледно-красные цвета.

Призрачная кисть госпожи Хокусай
Помимо усиленного внимания к легендам, японцы отличаются любовью к природе. Неудивительно, что и названия цветов перекликаются со словами, обозначающими некоторые виды зверей и целебных трав.

Поэтому, говоря о цветах, невозможно не упомянуть о флористике. Так, один из оттенков, что называется аканейро, производился во время того, как ремесленники добывали краски из корня травы акане. Еще один пример – азкиро – цвет бобов азуки, которые японцы, кстати, считают вкуснейшим яством. Так что и с оттенком ассоциации самые позитивные.

Представители животного мира также повлияли на расклад японской радуги. Так, незуми в речи местных жителей будет созвучен с «мышью», а само слово описывает серые полутона. Японцы идут и того дальше: они предлагают использовать цвет «виноградной мыши» (видимо, пурпурно-серый), который называется «будоу незуми», мышки Фуджи («фуджи незуми») и лозовой мыши (этот цвет варьируется между светло-зеленым и серым). Есть в стране даже цвет чайной мышки – светло-коричневый плавно переходит в серый.

Основные цвета и их символы

Говоря о палитре, можно написать целый трактат, а то и собрание сочинений. Все-таки в Японии количество разноцветий доведено до чрезмерного состояния. И все же базовых несколько, и значение у них более чем символичное.

Марко Поло рассказывал своим соотечественникам, что Япония славится золотыми слитками, которые лежат прямо на дороге: бери – не хочу. Неудивительно, что золотой цвет волос «примеряли» богатые анимешные персонажи – правда, в большинстве своем они были алчными, жадными и завистливыми – а деньги зарабатывали не самым честным способом. Поэтому японцы ассоциируют желтый цвет не только с символом роскоши и солнца, но и относят его к негативным последствия, к которым порой приводят деньги.

Черный цвет выражал силу – и предчувствие надвигающейся опасности. Поэтому он в японской культуре являлся предзнаменованием разрушения, страха и горестей. По традиции, темные оттенки, не дополненные другими, лучше не использовать в одежде во время радостных событий или интересных мероприятий.

Белый – символ благородства. Его считают священным, ведь он выражает чистоту и невинность – важные для японцев ценности. Если верить знатокам истории, по этой же причине белый цвет фигурирует на государственном флаге.

Голубой появился в японской культуре по географическим соображениям. Острова омываются водой, вот так и голубые оттенки напоминают о спокойствии и стабильности. Кроме того, он считается женским цветом – мужскому полу одевать его не стоит.