Движение трансильванских румын

Движение трансильванских румын

Все это не улыбалось Бухаресту, ибо снижало интерес Германии и Австро-Венгрии к Румынии. Когда в июле-сентябре 1909 г. Ион Брэтиану младший предпринял паломничество в Германию и Австро-Венгрию, его постигла неудача. В Берлине план «компенсации» за счет болгарских земель по линии Варна — Русе в случае нарушения существовавшего на Балканах территориального статус-кво был сочтен «неактуальным», в Вене Брэтиану советовали занять «пассивную и выжидательную позицию».

В Бухаресте не скрывали разочарования безрезультатным союзом с Тройственным блоком; влиятельные политические круги все чаще вспоминали об угнетенном положении соотечественников, проживавших в Австро-Венгрии.

Движение трансильванских румын встречало волну сочувствия в самой Румынии. Олигархия понимала, какие важные политические, идеологические и моральные преимущества она получит, если поставит планы территориального расширения на эту популярную среди общественности основу, обратит их против монархии под лозунгом объединения румын по обе стороны Карпатского хребта.

Так создались предпосылки отхода Румынии от Тройственного союза и сближения ее с образовавшимся в 1904-1907 гг. англо-франко-русским блоком, вошедшим в историю под названием Антанты.

У немецкого кронпринца, посетившего в апреле 1909 г. Бухарест, создалось впечатление, что один только старый король, добрый немец и добрый пруссак, по его собственному выражению, остался верен союзу.

Балканские войны еще более расшатали связи между Румынией и австро-германской группировкой.

Последняя хотела и Румынию в своей орбите сохранить, и Болгарию не отталкивать. По Бухарестскому же мирному договору 1913 г., завершившему Вторую Балканскую воину, румынская олигархия отторгла у соседки Южную Добруджу, крепость Силистрию и район Добрич-Балчик на правом берегу Дуная.