Инициаторы преследований

Инициаторы преследований

Инициаторы преследований забили отбой. Император Франц Иосиф амнистировал «меморандистов».

Но отзвуки процесса, как круги по воде, расходились все дальше и дальше.

В июле (августе) 1895 г. в Будапеште состоялся конгресс национальностей, который от лица «живущих в Венгрии румын, словаков и сербов» провозгласил союз трех народов под лозунгами национально-территориальной автономии, всеобщего избирательного права, свободы слова, собраний и печати.

В национальном движении явно усиливались радикальные тенденции, хотя требования самоопределения выдвинутая программа не содержала и делегаты конгресса высказались «за сохранение территориального единства стран короны Святого Штефана» (Иштвана).

И румыны, и сербы Венгрии имели центр притяжения и точку опоры в виде двух самостоятельных государств, и это придавало им силу (хотя требований объединения с Румынией и Сербией тогда не раздавалось).

В этих двух странах угнетенное положение соотечественников вызывало крайнее возмущение, протесты не прекращались, что рождало в Трансильвании мысли о поддержке из-за рубежа.

Так, к помощи Румынии апеллировала в 1897 г. арадская группа национальной партии. В то же время она выражала преданность «румынского народа славному дому Габсбургов» и надежды на «искренний и прочный мир» между Австро-Венгрией и Румынским королевством.

Мадьярские правящие круги хорошо сознавали неудачность политики ассимиляции и тем не менее продоля;али «закручивание гаек».

В 1907 г. по закону Аппоньи даже выпускники негосударственных начальных школ должны были уметь «ясно выражать свои мысли по-венгерски».

Заработная плата учителей была повышена, но эта положительная сама по себе мера привела к тому, что приходы, будучи не в состоянии содержать преподавателей, сокращали число школ. За три года после принятия закона более 400 (или 13%) румынских педагогов лишились работы, число учащихся сократилось на 18 тыс., или почти на 10%. В то же время румынская буржуазия неплохо устроилась под венгерской властью прежде всего благодаря спекулятивно-банковским операциям.