Области внешней торговли

Области внешней торговли

Виднейший руководитель унионистов Михаил Когэлничану говорил: «Мы должны показать Европе, что не желаем превратиться в Китай и не мечтаем о социальной республике. Мы хотим создать европейское общество, обеспечивающее все условия для социального прогресса — свободу совести, равенство перед законом, уважение личности, жилища и собственности…

» «Настоящее собрание, подчеркивал он, проникнуто стремлением успокоить, а не волновать умы». Собравшиеся вновь в Париже в 1858 г. представители держав не могли отмести пожеланий, встретивших широкое одобрение в Молдове и Валахии. Русский посол в Париже П. Д. Киселев, в 1831 -1834 гг. возглавлявший администрацию в княжествах и с тех пор интересовавшийся положением дел там, был чрезвычайно озабочен сохранением и укреплением их автономии.

С этой целью он представил конференции два документа: «Мнение русского представителя относительно взаимных прав Порты и княжеств» и «Меморандум представителя России о привилегиях и иммунитетах Дунайских княжеств».

Киселев отразил попытку британского посла лорда Г. Каули предоставить Порте право вводить в Валахию и Молдову свои войска без предварительной санкции держав (получить которую при не прекращавшихся разногласиях между ними было практически невозможно).

Неудача постигла русского посла при попытке поставить вопрос о расширении прав княжеств в области внешней торговли.

Ни один из представителей стран, оживленно торговавших с Османской империей, не согласился с внесенным Киселевым предложением распространять на Молдову и Валахию торговые договоры Порты лишь с согласия их правительств.

Четкое определение автономии княжеств, достигнутое усилиями Киселева, являлось самой положительной чертой принятой 9 августа 1858 г. Парижской конвенции. В остальном же итоги конференции были незначительными: в Молдове и Валахии «сохранялись свои правительства, законодательные собрания, господари и вооруженные силы.