Пожелания крестьянства

Пожелания крестьянства

Нечего и говорить, что подобного рода планы были далеки от пожеланий крестьянства, требовавшего предоставить ему помещичью землю в собственность, а не в аренду. С такой аграрной программой нечего было и думать о союзе рабочего класса и крестьянства. Впрочем, о подобном союзе Геря даже не помышлял.

Он хотел вовлечь деревню в движение за демократические права, и тогда, по его мнению, «восстания останутся воспоминанием печального прошлого».

Высказывания Доброджану-Гери о промышленной буржуазии несколько противоречивы. В целом он недооценивал и ее развитие, и роль олигархии, управлявшей страной.

«Наши господствующие классы, писал он, основывают свое владычество и извлекают свои доходы прежде всего из неокрепостничества. Они питают мало непосредственного интереса к широкому развитию капиталистической индустрии, а во многих случаях ей прямо».

Крупный капитал, по Гере, выступал в румынской олигархии даже не на вторых, а на третьих ролях; второе место занимала бюрократия, администрация, превратившаяся в новый господствующий класс.

А раз в Румынии нет «сильного индустриального пролетариата», нечего и думать о социалистической революции: «у нас нет необходимых условий для подобного движения и подобной социальной трансформации».

И Доброджану-Геря более подробно (но отнюдь не аргументированно), чем в ранние годы, излагал тот взгляд, будто отсталые страны воспримут социализм от передовых.

Он писал: «Когда передовые капиталистические государства, доминирующие в нашу эпоху развития человеческого общества, определяющие эволюцию человечества и стремящиеся переделать отсталые по своему образу и подобию… превратятся в социалистические, то отсталые, полукапиталистпческие общества, не развившие у себя жизненно необходимых для социализма условий, также воспримут навязанную им социалистическую форму организации общества».