Руководители железнодорожников и коммунистов

Руководители железнодорожников и коммунистов

Трижды останавливали работу рабочие Гривицы, число забастовщиков выросло за несколько дней с 4 тыс. до 7 тыс. человек. Стачки солидарности проводились на многих бухарестских предприятиях, готовность к совместным действиям проявили железнодорожники узловых станций — в Яссах, Клуже, Галаце, Пашкани и др. Правительство, опасаясь всеобщей забастовки железнодорожников, отступило, удовлетворив большую часть требований забастовочного Комитета действия Гривицы. Однако в действительности это было лишь маневром.

Через две недели было введено осадное положение, распущены профсоюзы, массовые аресты среди руководителей железнодорожников и коммунистов, уступки и обещания аннулированы. В морозное утро 15 февраля жители Бухареста услышали.

Гудок не смолкал в течение суток, призывая рабочих на борьбу.

7 тыс. железнодорожников были поддержаны двумя десятками тысяч солидаризировавшихся с ними рабочих, создавшими живой заслон вокруг мастерских против стянутых правительством войск. Рота солдат отказалась стрелять в народ.

Для выполнения карательного приказа власти вынуждены были заменить солдат отрядами полицейских и курсантами офицерских школ. Но героические февральские бои 1933 г. крупнейшие в истории Румынии революционные выступления пролетариата — оказали влияние на последующую борьбу широких масс, задержали процесс фашизации страны в 30-е годы, укрепили связи компартии с массами.

Героическая эпопея Красной Гривицы повергла в страх олигархию и усилила в ее рядах стремление к режиму твердой власти.

А. Вайда-Воевод заявил: «Нужно спасти страну, переступив через все законы, через все порядки, через все конституции.